...Вчера в концерте, комментируя программу, рассказывал о необыкновенной (не такой уж необыкновенной, вспомним Задерацкого или Мосолова и наверное ещё многих, чьи имена не сохранились) судьбе композитора Альфреда Каринди: сказал, что он родился подданным Российской империи, пожил при Первой Эстонской республике и завершил свой жизненный путь уже гражданином СССР, успев не только попреподавать в Таллинской консерватории но посидеть при Сталине в мордовских лагерях, затем быв реабилитирован (значит, уж точно не был виноват ни в чём крамольном, братьев-прибалтов и других братьев-славян редко отпускали, а чаще добавляли срока, чтоб сидели вечно).
По реакции зала, а я почему-то чувствую такие вещи даже спиной, понял, что совершил по нынешним временам вольно-невольно чуть не политическое высказывание, хотя был максимально корректен, ведь люди пришли не ко мне, а к музыке, и не обязаны как-то морщиться от моих манифестов.
Я правда ещё добавил - к вопросу о соотношении искусства и политики, художника и времени - просьбу обратить внимание на год создания его Berceuse - 1944, сказал в том духе, что бушует война... Великая Отечественная война... и вот композитор пишет такую музыку и спасибо ему за это.
Сегодня начал бережно расчищать Сезара Франка, после того, как плотно по своей воле занимался музыкой "второго ряда композиторов" и подумал, что правы были кучкисты и классическое консерваторское образование в чём-то вредит (нам, исполнителям), после него нельзя сразу играть для других людей, надо много лет отдыхать.
Ведь как нас учат? - На "лучших образцах", от этого мы к сожалению учимся только проявлять своё эго, мы как бы присваиваем себе плотность мысли и величие замыслов композиторов "первого ряда", думаем, что в акте сотворчества мы в какой-то степени равны им или приближаемся к ним, понятное обольщение. Это называется высокие стандарты классического образования.
На самом деле мы, исполнители. всего лишь зеркало, мы обязаны отражать, желательно безупречно чистой поверхностью то, что создал композитор и наверное не наше дело ещё попутно заниматься критикой и анализом, если уж мы берёмся что-то исполнять, а в студенческие времена, когда голова забита ещё лекциями блистательных преподавателей по теоретическим дисциплинам, это почти неизбежно. У нас в ленинградской-петербургской консерватории были превосходные преподаватели, и это было плохо для меня.
Музыка - TonKunst - наверное бесконечно шире и больше, чем просто классическое мастерство композиции.
Это к Франку... помню немного собственное пренебрежительное к нему отношение в годы обучения (которое впрочем и не оспаривалось мэтрами-теоретиками), ну, правда, его играли чрезмерно много, потому что наверное других нот не было... а такое отношение, свысока, оно только мешает исполнять, если уж берёшься, получается какой-то дёрганый кафе-шантан.
Своей записи у меня нет, а вот сама музыка 1944:
https://youtu.be/0s6l2CGJPCc