В эту субботу получится отдать дань памяти Хуго Дистлера – в 2022 году исполнилось 80 лет его уходу из жизни, кажется, я писал о том, что он предпочёл самоубийство тому, чтобы отправиться в составе немецкой армии убивать на фронте. Удивительно, Дистлер – создатель Новой немецкой духовной музыки, сегодня воспринимается как абсолютно, гипертрофированно «немецкий», совершенно традиционный композитор, опирающийся на ещё до-Баховские пласты, при этом нацисты преследовали его и отнесли его музыку к разряду “entartete Kunst”, “вырожденческой музыки». Для меня это ключик к пониманию: любой тоталитаризм – прежде всего триумф мещанских вкусов, да, это именно торжествующий обыватель с полицейской дубинкой, насаждающий свои представления о «художественной правде» и «реализме», справедливо для любой географии. ...Перечитывал Дитриха Бонхёффера («10 лет спустя», 1942-1943) в поисках какой-нибудь цитаты, уместной к музыке Дистлера. Кто не знает — Бонхёффер (1906-1945) виднейший протестантский богослов, член Исповедующей церкви, занимавший непримиримую позицию по отношению к нацистам, принял мученическую смерть за месяц до их капитуляции – его обвиняли в заговоре против Гитлера. Найти короткую цитату не смог, потому что весь не такой уж большой по объёму текст – кажется архи-современным, это текст не на злобу того дня, а о всей человеческой истории. Он пишет достаточно округло, хотя и с жёсткими оценками, как я догадываюсь, потому что до последнего он проповедовал и писал – для своей паствы – с оглядкой на формальности цензуры. Великий ум. Программа получилась ещё литературоцентричная и озорная. Я думал о сцене в «Благоволительницах», когда включил одну из Зеркальных фуг Баха и о Клаусе Номи, ещё одном немце, когда добавил Cold Song Пёрселла, впрочем, это всё есть минимализм-как композиторская исихия в моём понимании на эту субботу). И ещё — я когда-то со вниманием относился к Эрнсту Юнгеру и Мартину Хайдеггеру, но теперь увольте — моими немцами пусть будут Дистлер и Бонхёффер. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – Триосоната до мажор BWV529 I. Allegro — II. Largo — III. Allegro Дитрих Букстехуде (1637-1707) – Прелюдия ля минор BuxWV158 Хуго Дистлер (1908-1942) – Триосоната соч. 18/2 (1939) I. Rasche, energische Halbe — II. Einleitung (Sehr erregte Achtel) - Gehende Viertel. — III. Recht geschwinde Achtel Бах – Адажио из «Рождественской оратории» BWV249/2 Арво Пярт (*1935) – «В горах моё сердце», на стихи Роберта Бёрнса исполняет Ольга Литвинова (сопрано) Генри Пёрселл (1659-1695) – Ария пробуждающегося Гения холода из оперы «Король Артур» Z628 (1691) Бах – Контрапункт № 1 и Зеркальная фуга а4 из «Искусства фуги» BWV1080 Джон Адамс (*1947) – China Gate (1977) Бах – Токката ре минор (Дорийская) BWV538