Заканчиваю перевод книги о Дюруфле, затянувшийся из—за обидного сбоя в наборе.
ВОТ КАК НАДО РАБОТАТЬ, на заметку (себе), а после цитаты будет мой маленький комментарий:
«В 1970 году Дюруфле выступили в Честерском соборе в Англии, чтобы торжественно открыть орган после реконструкции в 1969-70 годах. Органист собора, Роджер Фишер Roger Fisher, сказал, что он многому научился у них благодаря тому, как они готовились к концерту.
В течение двух вечеров они работали с 6 вечера до 1 часа ночи только над регистровкой, проигрывая эффекты друг другу, пока не были полностью удовлетворены. Месье в дополнение к этому проводил шесть часов, сидя за столом, читая свои партитуры - «пересматривая», говорил он, хотя, должно быть, играл их бесчисленное количество раз до этого! Мадам, с другой стороны, занималась девять часов «без звука» - она не успокаивалась, пока её пальцы не находили инстинктивно путь ко всем нужным нотам и пока прикосновение к органу, вместе с ощущением хода педали швеллера не было абсолютно комфортным1.
Фишер рассказал о том, как мадам Дюруфле владела педалью швеллера. "Ее исполнение "Наяд" Вьерна было гибким, абсолютно безупречным и элегантным, а контроль над педалью swell соперничал с контролем Гарольда Дарка Harold Darke, о тонкости которого ходили легенды"
Справедливости ради нужно расставить некоторые акценты — Дюруфле ведь не играли мильйон концертов в год, им это было не нужно, да и концертгый бизнес не принял ещё такие уродливые формы как в наше время, когда играют иногда чересчур много — но за гроши. В книге постоянно подчеркивается, что Дюруфле достаточно скромно зарабатывал, но при этом у него была возможность ОПЛАТИТЬ самостоятельно изготовление четвёртого эхо—мануала на органе в церкви где он работал.
Кто из современных даже коммерчески—успешных органистов может вынуть из кошелька примерно тысяч так 100 евро, если не больше на удовольствие устроить свой служебный инструмент по своему вкусу? Возможно, те недавние времена были не столь комфортными, но точно более справедливыми, думается мне.